Тема происхождение религии

Согласно марксизму религия имеет социальную природу, поскольку"сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. Марксизм ищет истоки религии в общественно-экономических формациях, порождающих у людей потребность в религии. Какие же внешние силы имеются в виду? Прежде всего, это силы природы, которыми человек не смог практически овладеть и которые оказывают на его жизнь разрушительное воздействие. Однако сами по себе природные факторы религию не порождали. Она возникла, как результат неспособности людей овладеть природными силами, что было обусловлено низким уровнем развития материального производства. Следовательно, корни религии всегда носили социальный характер. Согласно марксизму, главной причиной существования религии является стихийность общественного развития, когда люди не в состоянии сознательно управлять общественными отношениями. Ленин писал в этой связи:

Психологическая концепция К.Г. Юнга.

Феноменология религии По мере своего развития каждая наука создает новые направления, рассматривающие определенные срезы действительности с ее точки зрения. В психиатрии таким образом сложились отрасли социальная психиатрия, судебная психиатрия, военная психиатрия. Вместе с тем, нельзя сказать, что этому вопросу не уделяется внимания в мировой психиатрии.

В жизни народа переход от религии страха к моральной религии . Эйнштейн. Но это — чисто человеческая концепция Вселенной.

Вокруг этого вопроса на протяжении столетий идет острая полемика. Подход к объяснению сущности религии всегда определяется общей мировоззренческой позицией теоретика. Флоренский не видит противостояния религиозного и научного: О сложности и ценности религии свидетельствует факт множества терминов, которыми она обозначается в культуре.

Ответы порождают новые вопросы, которые систематизируются в теоретических концепциях религии, различающихся по основанию или главному объяснительному принципу. Чтобы сформировать понятие религии, необходимо познакомиться с основными концепциями и определиться с исходной точкой размышления. В качестве первого приближения к сущности религии предлагается усвоить рабочее предварительное определение. Рабочее определение должно быть корректным, выражать сущность определяемого с учетом основных подходов.

Последнее имеет особое значение в нашем случае, поскольку на понятие религии, как отмечалось выше, неизбежно влияет мировоззренческая позиция исследователя. Священное — сущностное отношение религии. Можно уклониться от священного при определении религии, тогда получится определение чего угодно — общества, отчуждения, психики, ценностей, познания — но не религии. Давая традиционное определение священного, теоретик в конечном счете объясняет его в богословской или светской версии.

Сущностные характеристики священного в богословских определениях сводятся к абсолютизации качеств активности, в разной мере присущих каждому человеку. Прежде всего это знание в широком смысле слова рациональное и чувственное, нравственное и эстетическое , воля и действие.

Какие же внешние силы имеются в виду? Однако сами по себе природные факторы религию не порождали. Кроме социальных корней религии, марксизм рассматривает гносеологические и психологические ее корни. Без развития языка и абстрактного мышления невозможен прогресс человечества. Психологические корни религии коренятся в эмоциональной сфере человеческой психики. Ленин писал в этой связи:

Изучая сущность религии, мы исходим из факта ее существования. утверждает, что идея Бога и религия возникли в результате страха людей перед.

Истоки изучения религии Объектом изучения со стороны представителей философского знания религия стала очень рано, причем первенство в исследовании религиозных явлений следует отдать древнегреческим философам и ученым. Уже одно это положение свидетельствовало о том, что в античном обществе был осуществлен переход от религиозной культуры к культуре светской, что вообще дало возможность беспристрастного изучения самого феномена религии во всем многообразии его проявлений.

Конечно, на афинских улицах по-прежнему продолжали возвышаться статуи богов, не переставали приноситься праздничные и поминальные жертвы, полководцы регулярно спрашивали совета оракулов перед значимыми битвами, но в среде античных мыслителей религия постепенно становится предметом пристального исследования. Кроме того, именно Платон совершил поступок, за который его ближайшие предшественники могли поплатиться жизнью: Средневековая теология воспринимала религию как откровение, которое дано людям от Бога в качестве единственного средства спасения и искупления первородного греха.

Средством постижения этого откровения у средневекового философа и писателя Пьера Абеляра — стала не слепая вера, а разум: Именно в трудах Абеляра были изложены предпосылки для сравнительного и рационального изучения религии, которое получило широкое распространение в среде философов эпохи Просвещения.

Субъективно-идеалистическая концепция

Насколько состоятельна теория, объясняющая религию страхом перед природой? Рассказывает Виктор Петрович Лега. Вечность или этап эволюции?

Реальный и невротический страх. В своих лекциях по введению в психоанализ (–) Фрейд уделил особое внимание проблематике страха.

Основные концепции, объясняющие сущность и происхождение религии 1. Исходной посылкой данной концепции при объяснении религии является признание ее сверхъестественного источника: В том же духе пишет и современный американский философ Уол -тер Стэйс: Теологи-томисты последователи ученья Фомы Аквинского, составляющие подавляющее большинство среди представителей католицизма и большинство религиозных философов ратуют за использование в обосновании бытия Бога человеческого разума.

Томисты опираются на ученье Фомы Аквинского о присутствии в христианском откровении истин двоякого рода: Истины, доступные разуму, постигаются в процессе исследования объективного мира. Тезис о существовании Бога, по мнению томистов, относится к истинам, постигаемым разумом. Рациональные доказательства бытия Бога и в настоящее время широко используются христианскими теологами и церковным иерархами в основном — католиками.

Виднейшим представителем указанного направления был Карл Барт. В своих теологических построениях Карл Барт исходит из того, что существование Бога не может быть обнаружено с помощью разума на основе изучения окружающего мира. Соответственно он отрицал и возможность христианской теологии и философии. Аналогичные иррациональные тенденции обнаруживаются и в современном православии.

Происхождение религии. Что такое религия? Виды религий

Все, что сделано и придумано людьми, связано с удовлетворением потребностей и утолением боли. Это следует постоянно иметь в виду тем, кто хочет понять религиозные движения и их развитие. Чувства и желания лежат в основе всех человеческих стремлений и достижений, какими бы возвышенными они ни казались.

различные концепции происхождения религии;; • представления о религии как выражении выразил афоризмом:"Первых в мире богов создал страх".

Религия в структуре общественного сознания Люди и группы людей различаются множеством разнородных признаков. Одни из них заложены в человеке генетически: Другие признаки обусловлены социально — например, гражданство, образование, профессия, социальный и имущественный статус, конфессиональная принадлежность. В кругу названных измерений человека и социума особое место занимают три признака: Это форма общественного сознания наряду с обыденным, или массовым, сознанием, языком, моралью и правом, искусством, наукой, философией, идеологией , т.

Самые существенные черты в содержании религии могут быть охарактеризованы в терминах семиотики. В разнообразных, внутренне сложных и пестрых объектах, с множеством разноплановых черт, свойств, характеристик, семиотика позволяет выделить главное и существенное.

История и теория религий: конспект лекций (Д. В. Альжев)

Для эксперимента были приглашены 15 монашек из ордена кармелитов. Исследователи обнаружили несколько областей мозга, в которых при вспоминании мистического опыта активность была выше, чем в областях, отвечающих за эмоции. К примеру, высокой она оказалась в зоне так называемого хвостатого ядра, ассоциирующегося с чувствами радости и блаженства.

Исследователи обнаружили также активность в областях, связанных с телесными ощущениями в целом, что, возможно, и объясняет ощущение единства с Богом и с окружающими людьми.

«ДВА ИСТОЧНИКА МОРАЛИ И РЕЛИГИИ» (Les deux sources de la morale et de Основой работы стала эволюционная концепция, сформулированная человека от страха смерти и создаваемых интеллектом представлений об.

Психологическая концепция религии З. Фрейда Общая характеристика религиоведческого наследия Религия как коллективный невроз Фрейда Общая характеристика религиоведческого наследия З. Фрейд известен как основоположник психоанализа—концепции, в которой ключевым для понимания абсолютного большинства психических процессов является понятие бессознательного.

Идея выявления и изучения содержаний бессознательного для лечения психических болезней первоначально истерии и невроза навязчивых состояний возникла и начала разрабатываться Фрейдом в конце х гг. Таким образом, психоанализ—ровесник века и можно сказать, что вся духовная жизнь нашего столетия в той или иной мере несет на себе отпечаток этого учения, по праву называемого коперниковским переворотом в системе наук о духе. Изначально область применения психоанализа отстояла от религиоведения достаточно далеко, речь шла о чисто медицинских задачах—диагностике и лечении определенной разновидности психических болезней..

Психоанализ был лишь техникой проникновения в бессознательное человека. Однако он вскрыл такие значительные и неизвестные прежде пласты индивидуальной психики, что это дало импульс коренному пересмотру всех традиционных антропологических представлений. Это был не просто новый способ лечения душевных болезней—принципиально иное представление о человеке заставило с неожиданной точки зрения посмотреть на мир человека, его культуру, историю, духовную жизнь.

Ядром содержаний бессознательного Фрейд считал сексуальность, что шокировало его современников и стало причиной многолетней изоляции Фрейда и непризнания его теории. Бессознательное заняло тот почетный пьедестал абсолютного главенства во внутреннем мире человека, который раньше занимало сознание. Осознаваемые мысли и желания, сознательные намерения и сознательная воля, а также явленные субъекту эмоции—все это в свете фрейдовского анализа оказалось вторичным, ослабленным, подчиненным; между тем на признании абсолютного значения сознательной личности, принципиальной подчиненности поступков человека осознаваемым намерениям базируется традиционное и базовое для европейской культуры представление о морали, законе и ответственности.

История и теория религий: конспект лекций

От Шлейер- махера идет развитая многими его последователями тенденция рассматривать религию как индивидуально-психологический феномен, как определенное состояние человеческого сознания, человеческих переживаний. Он писал в этой связи: Идеи Шлейермахера впоследствии были развиты не только либеральной протестантской теологией А. Гар- нак , но и рядом буржуазных философов, принадлежащих к различным школам и направлениям субъективного идеализма.

Так, датский философ и психолог Г.

Истоки философии религии в учениях мыслителей Древнего мира, О чувстве страха перед грозными силами природы как причине.

Общая характеристика религиоведческого наследия 3. Фрейд известен как основоположник психоанализа — концепции, в которой ключевым для понимания абсолютного большинства психических процессов является понятие бессознательного. Идея выявления и изучения содержаний бессознательного для лечения психических болезней первоначально истерии и невроза навязчивых состояний возникла и начала разрабатываться Фрейдом в конце х гг. Таким образом, психоанализ — ровесник века и можно сказать, что вся духовная жизнь нашего столетия в той или иной мере несет на себе отпечаток этого учения, по праву называемого коперниковским переворотом в системе наук о духе.

Изначально область применения психоанализа отстояла от религиоведения достаточно далеко, речь шла о чисто медицинских задачах — диагностике и лечении определенной разновидности психических болезней. Психоанализ был лишь техникой проникновения в бессознательное человека. Однако он вскрыл такие значительные и неизвестные прежде пласты индивидуальной психики, что это дало импульс коренному пересмотру всех традиционных антропологических представлений. Это был не просто новый способ лечения душевных болезней — принципиально иное представление о человеке заставило с неожиданной точки зрения посмотреть на мир человека, его культуру, историю, духовную жизнь.

Ядром содержаний бессознательного Фрейд считал сексуальность, что шокировало его современников и стало причиной многолетней изоляции Фрейда и непризнания его теории. Бессознательное заняло тот почетный пьедестал абсолютного главенства во внутреннем мире человека, который раньше занимало сознание. Осознаваемые мысли и желания, сознательные намерения и сознательная воля, а также явленные субъекту эмоции — все это в свете фрейдовского анализа оказалось вторичным, ослабленным, подчиненным; между тем на признании абсолютного значения сознательной личности, принципиальной подчиненности поступков человека осознаваемым намерениям базируется традиционное и базовое для европейской культуры представление о морали, законе и ответственности.

Тенденция экстраполировать подходы и достижения психоанализа на содержания общественного сознания заявила о себе уже на самых ранних этапах развития нового направления психологии. Религия - возможно, наиболее удобный объект для психоаналитика, поскольку принципиальная иррациональность значительной части содержаний религиозного сознания заставляет задуматься об их бессознательных истоках.

Концепции естественного происхождения религии.

Страх перед будущим в современном мире: страхи в социальной жизни и их отражение в мифе, религии и философии Страх ожидания негативных событий и процессов, которые оцениваются людьми как вероятные непосредственно для них или для их потомков, играл важную и в некоторых случаях даже решающую роль в жизни личности и общества. Тревога перед неизвестным и необъясненным глубоко внедрена в человеческое мышление, вероятно, на генетическом уровне.

Неудивительно, что некоторые мыслители полагали этот аспект человеческого существования одним из наиболее важных в человеческой жизни. Несколько иначе сходную мысль выразил Альберт Камю:

Концепция смерти есть у каждого из нас. В течение жизни ее формируют семья, культура, религия, которую мы исповедуем, и личные.

Это было обусловлено развитием рационалистического мышления, обнаружением людьми закономерностей и цикличностей в природе, накоплением определенных подлинных, достоверных знаний об окружающих их предметах, явлениях и процессах. Обнаруживая несоответствия, противоречия между этими реальными знаниями и бытовавшими в сознании религиозными представлениями, жизненная практика все больше и острее ставила перед примитивным, но в то же время пытливым умом древнего человека вопросы, направленные на осмысление и практическое освоение своего бытия.

Таким образом, сомнение, а затем вольное отношение или истолкование, содержащее скепсис, выступает основанием и началом формирования особой системы взглядов на религию, называемой концепциями возникновения и сущности религии. Здесь следует отметить, что, хотя различные концепции возникновения религии выступают аспектами общей теории свободомыслия, но выделение их в самостоятельный предмет рассмотрения представляется правомерным и продуктивным, ибо здесь в историко-философском контексте особо заостряется внимание на проблеме, почему вообще в истории стало возможным феномен религии.

Следы критического отношения к религиозным представлениям можно обнаружить еще в первобытную эпоху, когда культовая деятельность жрецов переплеталась с сознательным и очевидным обманом. Идеи свободомыслия в своем открытом и ярком выражении мы находим еще в известных папирусных свитках Древнего Египта и Вавилона, позднее в философских системах Индии, Китая и т. Впервые вопрос о причинах возникновения религии был поставлен представителями материалистической философской школы локаята Индия, в.

Локаятики утверждали, что религиозные верования и произведения религиозной литературы были придуманы и созданы хитрыми мошенниками, которые, пользуясь доверчивостью людей, извлекали для себя пользу. Таким образом, религия рассматривается как сознательный обман, который противопоставляется сверхъестественным причинам происхождения религии.

История мировых религий

Вопросы по истории религии Происхождение религии Вопрос о происхождении религии — вопрос не историко-теоретический, а принципиальный, вопрос о том, действительно ли право современное так называемое цивилизованное человечество, утверждающее, что религия — это заблуждение, от которого нужно избавляться. Ведь если религия возникает на определенном этапе развития общества, то, значит, человечество по своей сути безрелигиозно, и в будущем оно тоже может жить без религии.

Любая же религия, и в т. Человек неразумный не глупый, а именно полностью лишенный разума как способности мыслить, хотя бы в зачаточной степени — это не человек, так же и человек нерелигиозный, утверждаем мы, это человек, лишенный своей важной сущностной составляющей.

Если до возникновения гражданского общества религия, а вместе с ней и страх . Поэтому страх в концепции К. Ясперса является феноменом.

Атеистическая концепция религии Атеистическая концепция религии свое наиболее последовательное, законченное развитие получила в марксизме. Марксизм ищет истоки религии в общественно-экономических формациях, порождающих у людей потребность в религии. Какие же внешние силы имеются в виду? Прежде всего это силы природы, которыми человек не смог практически овладеть и которые оказывают на его жизнь разрушительное воздействие. Однако сами по себе природные факторы религию не порождали.

Она возникла как результат неспособности людей овладеть природными силами, что было обусловлено низким уровнем развития материального производства. Следовательно, корни религии всегда носили социальный характер. Согласно марксизму, главной причиной существования религии является стихийность общественного развития, когда люди не в состоянии сознательно управлять общественными отношениями.

Кроме социальных корней религии, марксизм рассматривает гносеологические и психологические ее корни. Гносеологические корни религии — это возможности формирования религии, связанные с познанием мира. Суть гносеологических корней всякого ложного сознания, связанных с познавательными процессами, состоит в абсолютизировании, раздувании субъективной стороны человеческого познания. Способность человеческого мышления вычленять общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного случайного, есть величайшее завоевание человечества, сделавшее возможным все достижения научного, теоретического познания.

Суть религии